Научно-практическая конференция по ознакомлению дошкольников с трудом жителей Пензенского края «Организационно – педагогические условия формирования элементарных математических представлений».
![Научно-практическая конференция по ознакомлению дошкольников с трудом жителей Пензенского края «Организационно – педагогические условия формирования элементарных математических представлений».](/media/sub/2377/uploads/img-20230316-wa0020.jpeg)
В ГАОУ ДПО ИРР ПО 16 марта состоялась научно-практическая конференция по ознакомлению дошкольников с трудом жителей Пензенского края «Организационно – педагогические условия формирования элементарных математических представлений». От Башмаковского района опытом своей работы поделились педагоги детского сада «Колокольчик» р.п. Башмаково: воспитатель Надежда Ивановна Киреева и учитель – логопед Наталья Петровна Моргунова. Они представили работу в паре на тему: "Развитие элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи через дидактические игры и упражнения"
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника уже с самого раннего возраста. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Моргунова Н.П и Киреева Н.И. считают, что для развития математических способностей у детей при работе с детьми с нарушениями речи в первую очередь нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.
С целью привлечения и удержания внимания детей на каждом педагогическом мероприятии Надежда Ивановна использует разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, а также дидактические игры : “Разрезные картинки”, “Геометрические картинки”, “Найди отличия”, “Чего не стало?”, “ Что добавилось?". С большим интересом дети играют с дидактическими материалами, такими как Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
Для развития творческого мышления и воображения предлагает детям игру: «Волшебные палочки".Для закрепления количественного счета и цифр предлагает игровые упражнения: «Соседи числа», «Задуманное число». В играх «Сложи квадрат», «Колумбово яйцо», "Часть и целое" ребенок знакомится с эталонами цвета, формы, соотношением целого и части. Для закрепления по разделу «Величина» использует игру «Лабиринты», где ребенок должен найти самый короткий, или самый длинный путь, самую высокую или самую низкую башню и многие другие дидактические игры.
Учитель – логопед Моргунова Н.П. считает, что выполнение программных математических задач в речевой коррекционной группе обязательно сочетается с решением задач коррекционно-логопедических: автоматизации звуков речи, расширения и активизации словаря, формирования лексико-грамматического строя, совершенствования навыков речевого общения. Для решения этих задач я использую игры с математическим содержанием
При автоматизации звуков часто учитель – логопед использует прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» дети считают с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно.
Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.
Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, на сколько больше тех или иных предметов или определить их равенство.
По всем лексическим темам в играх, решаются задачи по накоплению и активизации словаря, словоизменению существительных и прилагательных, закреплению падежных конструкций. В игре "Писатель" при составлении описательных рассказов педагоги обращают внимание детей на размер, форму, цвет описываемого предмета и т.д.
Планируя коррекционную работу в группе, Моргунова Н.П. вместе с воспитателем Киреевой Н.И. придерживаются следующих правил:
программное содержание по математике перекликается с речевой темой;
параллельно с развитием математических представлений большое внимание на этих занятиях уделяем речевому развитию лексике, фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже);
подбор речевого материала осуществляем с учетом произносительных возможностей ребёнка;
Представленные игры и игровые упражнения для формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи , дают положительный результат в развитии психических процессов и речи, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.