Отдел образования р.п. Башмаково

Отдел образования Башмаковского района Пензенской области
  • (84143)41360
  • bashm_oo@edu-penza.ru

Состоялось методическое объединение для педагогических работников дошкольных учреждений района на тему «Этикет в детском саду».

Добавлено: 18 мая 2023 11:26
221 просмотр |

18 мая на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Колокольчик» (заведующая детским садом Воронина Л.В., старший воспитатель Голованова А.В.) состоялось методическое объединение для педагогических работников дошкольных учреждений района на тему «Этикет в детском саду».

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Как приятно видеть в переполнен­ном транспорте молодого чело­века, уступающего место жен­щине с ребенком или старушке. Не­вольно улыбаешься, увидев подрост­ка, подающего руку девушке, выходящей из транспорта. С уважением смо­тришь на мужчину, пропускающих жен­щин вперед.

А ведь все это — нормальное поведение воспи­танных людей. И вырастить таких лю­дей — наша задача.

Современные родители хотят, чтобы их дети выросли умными, самостоятельными, находчивыми и предприимчивыми, но порой забывают, что обучение и воспитание - это два взаимосвязанных процесса, поэтому как без воспитания нет обучения, так и без обучения нет воспитания. Педагоги детского сада «Колокольчик» р.п.Башмаково считают, что необходимо воспитывать детей с дошкольного возраста в любви к окружающему миру, близким людям, к природе, учить их понимать и выполнять правила поведения в обществе, за столом, учить культуре внешнего вида, речевому этикету, ведь образованный человек должен знать нормы этикета.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной.

Лучше лишний раз напомнить ребёнку, как нужно себя вести, чем кричать на него, что он не так поступил.

С первой младшей группы педагоги МБДОУ «Колокольчик» р.п.Башмаково знакомят детей с чайной и столовой посудой, показывают, создавая игровые ситуации как правильно сервировать стол для любимых игрушек: кукол, медвежат, зайчат.  Воспитатели прививают воспитанникам культурно – гигиенические навыки: учат, как правильно держать ложку, кушать аккуратно, не разливая содержимое тарелки на салфетку - и здесь, без родителей никак не обойтись. Ведь известно, если в семье соблюдаются нормы этикета, то и в детском саду ребёнок будет аккуратно кушать, правильно пользоваться бумажной салфеткой. Хоть малыши ещё не всегда самостоятельны, необходимо   приучать их мыть руки до и после принятия пищи, после туалета, а также приучать их следить за своим внешним видом, раздеваясь на дневной сон, не разбрасывать вещи и обувь.

Дети взрослеют, 4-х летние воспитанники с удовольствием оказывают помощь младшему воспитателю в сервировке столов, надевая яркие фартуки и колпачки и раскладывая тканевые салфетки и ложки. Для них это – интересная и забавная игра, а для взрослых - привитие элементарных навыков самообслуживания и столового этикета.

Воспитатели продолжают закреплять у детей культурно-гигиенические навыки: кушать не спеша, тщательно пережёвывая пищу, не ссутулиться и не баловаться за столом, правильно пользоваться не только ложкой, но и вилкой. 

Дети среднего дошкольного возраста умеют самостоятельно раздеваться и одеваться, помогая друг другу. С этого возраста педагоги рассказывают мальчикам о том, что они «будущие мужчины» и должны оберегать и защищать девочек, пропускать их вперёд, уступать место. Дети чаще употребляют в речи «волшебные слова», взрослым только необходимо самим показывать детям пример, ведь не зря пословица гласит: «Слова учат, а пример заставляет подражать». 

К детям старшей и подготовительной к школе группы предъявляются более серьёзные требования. 

Они должны уметь правильно сервировать стол, убирать после еды посуду, помогая младшему воспитателю.

Кушать аккуратно, с закрытым ртом, не чавкать, не разговаривать во время еды.

Использовать в речи формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Проявлять доброжелательность, готовность помочь сверстнику и взрослому.

Уметь считаться с мнениями и интересами окружающих.

Справедливо решать споры.

Уметь самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь.

Уметь замечать и исправлять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что- то поправить в костюме, причёске.

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли.

Воспитатель второй младшей группы, Сорокина М.Н., провела с детьми педагогическое мероприятие «Вежливые слова», в ходе которого дети учили невоспитанного мышонка культуре общения, используя вежливые слова. Марина Николаевна смогла донести до детей, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.

Кудрявцева И.Н., воспитатель средне-старшей группы, организовала и провела с детьми непосредственно образовательную деятельность на тему: «Незнайка и этикет». В процессе педагогического мероприятия педагог работал над формированием у детей навыков использования в речи вежливых слов и выражений, подборе их в соответствии с ситуацией, над воспитанием культуры поведения и уважения к окружающим людям. Развлечение, в форме КВН, для детей коррекционной подготовительной к школе группы подготовили: музыкальный руководитель Тихомирова Т.В. и воспитатель Собаева Н.В..

Педагоги, в игровой форме, вырабатывали у детей навыки и умения сервировать стол (обеденный, чайный), учить выбирать необходимые приборы.

Все игровые ситуации были направлены на развитие логического мышления, смекалки, памяти, умения самостоятельно делать выводы.

Участники методического объединения пришли к выводу, что в детском саду «Колокольчик» р.п.Башмаково дошкольникам даются основные поведенческие правила, соблюдение которых делает их равноправными членами группы, семьи, способными любить своих близких, играть, познавать, делиться знаниями с товарищами, переживать успех в делах и отношениях.

Знания правил этикета и умение их использовать дает возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно, при любых обстоятельствах. В детском саду соблюдение правил этикета необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатели формируют представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношение дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.


Поделиться: