Отдел образования р.п. Башмаково

Отдел образования Башмаковского района Пензенской области
  • (84143)41360
  • bashm_oo@edu-penza.ru

Состоялось методическое объединение для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений района на тему «Организация работы по формированию грамматического строя речи дошкольников».

Добавлено: 20 апреля 2023 12:18
166 просмотров |

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Солнышко» р. п. Башмаково (заведующая детским садом Свечникова Н.В., старший воспитатель Буканова Е.Н.) организовано методическое объединение для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений района на тему «Организация работы по формированию грамматического строя речи дошкольников».

 В работе методического объединения приняли участие: руководители детских садов, заведующие филиалами, учителя-логопеды, воспитатели.

Одной из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Своевременное формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и грамматического строя речи - это необходимое условие полноценной подготовки детей к школе. Любые, даже незначительные недостатки в развитии речи детей, могут повлиять на его психическое развитие в целом, отразиться на его учебной деятельности, сказаться на его успеваемости в школе, способствовать развитию у него отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма).

В настоящее время, как считают педагоги детского сада «Солнышко», проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями.

Для участников методического объединения было показа 4 занятия и интеллектуальная игра «Что?, Где?, О ком?, О чем?»

Для детей младшего дошкольного возраста занятие на тему: «Лисичка в гостях у малышей» провели: Шильцева Ирина Алексеевна и Гущина  Надежда Александровна. 

Они, на протяжении всего занятия, умело работали с детьми  над обогащением словаря, совершенствованием грамматического строя речи, обучением разговорной речи. Для этого организовывали специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на образование форм единственного и множественного числа существительных обозначающих детенышей животных.

В своей работе они использовали такие игры, как «Что это?», «Чего не стало?» и другие. Детям было интересно.

Дети средней группы, совместно с воспитателем Зубаковой Натальей Владимировной, занимались исследовательской деятельностью «Ознакомление со свойствами бумаги».

 Особо внимание Наталья Владимировна обращала на усвоение морфологической стороны речи: это согласование слов, образование сравнительной степени прилагательных.  Процесс экспериментирования всегда захватывает детей и они не замечают, что занимаются развитием речи

          Значительную часть заданий Зубакова Н.В. направляла на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого, поэтому пользовалась основным приемом обучения - образец правильной грамматической формы, который дает воспитатель.

В конце занятия дети пришли к выводу: бумага разноцветная, разнообразна по структуре (шершавая, гладкая, тонкая и т.д.), непрочная (рвется, мнется, мокнет и теряет форму).  

В ходе занятия на тему: «Поможем Лесовичку» дети старшей коррекционной группы вместе с воспитателем Малюковой Еленой Викторовной рассматривали картинки и составляли описательные рассказы. Рассматривание начинали с выполнения детьми лексических и грамматических задач: они подбирали нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строили связное высказывание сначала совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно. Умело подбирали антонимы, распределяли по группам зимующих и перелетных птиц. В этом им помогал «Лесовичок» (Плеханова Елена Николаевна).

Иванчина Татьяна Николаевна провела с детьми подготовительной коррекционной группы №2 занятие на тему «Развитие лексико-грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». В игровой форме дети упражнялись в подборе и употреблении в речи антонимов, притяжательных прилагательных, предлогов. Работали над уточняем и закрепляем правильного употребления «трудных» глаголов: одевают – кого-то, надевают – что-то.

Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных осуществляются в процессе обучения связной речи, поэтому в старшей группе педагоги МБДОУ Д/С «Солнышко» больше времени уделяют пересказам и рассказыванию.

Дети подготовительной коррекционной группы приняли участие в интеллектуальной игре «Что?, Где?, О ком?, О чем?», которую подготовила и провела учитель-логопед Дубинкина Наталья Сергеевна. Команда детей играла против команды сказочных героев.

Решение всех заданий было направлено на формирование грамматического строя речи. Они охватили решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи и были направлены на обогащение речи детей грамматическими формами и конструкциями. Задания давались в таком виде, чтобы дети были вынуждены сами находить правильную форму ответа. Сколько же было радости, когда дети одержали победу со счетом 7:0.!

Итог мероприятия подвела методист Отдела образования Силкина Вера Ивановна. Она сказала, что детском саду «Солнышко» ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию грамматического строя речи.

В своей работе педагоги МБДОУ Д/С «Солнышко» используют разнообразные приемы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые

Большую роль по формированию у детей грамматической стороны речи педагоги отводят играм, которые позволяют ненавязчиво развить речевые возможности детей, восполнить имеющиеся пробелы и проблемы, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.

В индивидуальных и подгрупповых формах грамматической работы с детьми педагоги используют настольные дидактические игры с грамматическим содержанием.  

Большой вклад в развитие речи вносят сюжетно-ролевые игры и игры– драматизации на основе литературных произведений, отгадывание и загадывание загадок, так как   они являются источником для подражания и заимствования речевых оборотов высокохудожественных текстов и вместе с тем предполагают импровизацию, творчество.  

 Участники методического объединения отметили, что в результате такой работы педагогического коллектива детского сада «Солнышко», у детей старшего дошкольного возраста сформирован активный словарный запас, они допускают мало ошибок при согласовании слов в предложении, умеют образовывать однокоренные слова, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной форме, дети научились строить предложения: простые из трех-четырех слов, сложносочиненные и сложноподчиненные.

 


Поделиться: